Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Страничка педагога-психолога

Дата: 17 ноября 2016 в 23:26, Обновлено 9 июня 2020 в 15:00
Автор: Сирота О. Н.

Педагог-психолог ГУО "Ясли-сад № 40 г.Бреста"

Валетина Мария Александровна 

График работы:

Понедельник: 8.00-16.30

Вторник: 8.00-16.30

Среда: 08.00-16.30

Четверг: 09.00-17.30

Пятница: 08.00-16.30

Обед: 13.00-13.30

Консультации для родителей понедельник: 17.00-18.00, вторник 8.00-9.00.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?

Сегодня в школе шестилетки. В результате опытно-экспериментальной работы, в которой принимали участие педагоги, психологи, физиологи, врачи-гигиенисты выявлены данные, позволяющие считать научно обоснованным решение начинать обучение детей в школе с шести лет.

Кто же они такие, шестилетки? Каковы их особенности? Чем они отличаются от пятилетних детей и тех первоклассников, которые начинают обучение в школе с семи лет? Все ли они действительно готовы к обучению в школе? Чем отличаются друг от друга психологически готовые и неготовые к школе дети? Кто должен обеспечить формирование готовности к школе и, наконец, какова роль и возможности родителей в решении этой проблемы?

Прежде чем давать родителям советы об их участии в подготовке детей к школе, дадим ответы на поставленные вопросы.

Начнем с психологической характеристики возраста

Шесть лет – это рубеж между беззаботной жизнью дошкольника и сложной школьной жизнью, c ее непростыми требованиями, обязанностями, с необходимостью регуляции  деятельности  и поведения.

У многих детей психологический возраст не совпадает с паспортным возрастом. Так, среди шестилеток, оказавшихся за школьной партой, немало детей с полноценной психологической готовностью к школе. Они легко вписываются в школьную жизнь, готовы систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний. Но даже во втором классе школы встречаются дети с типично дошкольным поведением и складом психики: они приносят в школу игрушки, отвлекаются на уроках, им не хватает усидчивости и умения учиться.

Где же искать те признаки, по которым можно определить психологический возраст и тем самым установить, является ли ваш ребенок еще дошкольником, или он уже может стать младшим школьником? К чему приводит смещение на год сроков начала обучения, и все ли дети становятся школьниками, сев за парту 1 сентября?

Психологические новообразования, важные для вхождения в школьную жизнь, у большинства детей накапливаются на протяжении седьмого года жизни и подготавливают переход от игровой к учебной деятельности. Причем, этот процесс мало зависит от того, посещает ли ребенок детский сад, или он уже оказался за школьной партой. Обучение шестилетних детей должно быть подчинено задаче подготовки к учению школьного типа.

Остановимся на характеристике этих новообразований.

Психофизиологические особенности шестилеток

Процесс развития имеет свою логику и закономерности, не считаться с которыми в обучении шестилетних детей нельзя. Главная характеристика этого этапа – перестройка в общем развитии ребенка. Следует учитывать, что психическое развитие тесно связано с физическим ростом и органическим созреванием.

Главные новообразования этого периода:

* Меняются пропорции тела, динамика движений, их координация, скорость, сила; созревают железы внутренней секреции, развивается нервная система, формируются сложные системы связей в коре головного мозга, совершенствуется  нервный аппарат органов чувств, речи, движений.

* Характерно интенсивное развитие всех жизненно важных систем  и сбалансированность в их работе. Системы кровообращения, дыхания, гормональной регуляции работают как единый механизм, мозг снабжается кровью, обогащенной кислородом, что обеспечивает  всплеск работоспособности и выносливости при вхождении в учебную деятельность.

Перестройка мозговой активности: быстрое развитие второй сигнальной системы, установление межполушарной ассиметрии (у девочек – левое полушарие созревает раньше, чем у мальчиков). Левое полушарие отвечает за произвольные, осознаваемые акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции, поэтому шестилетние девочки дисциплинированы, послушны, сообразительны, быстро адаптируются к новым социальным установкам. Правое полушарие отвечает за реализацию непроизвольных интуитивных реакций, иррациональное мышление, образную память, отрицательные эмоции, поэтому в поведении шестилетних мальчиков сохраняется  импульсивность, порывистость, азарт, всплески негативных эмоций, а став школьниками, они хуже адаптируются к  строгим требованиям дисциплины в школе.

* Возникновение условного коркового торможения создает условия для осознанной регуляции поведения и деятельности как самим ребенком, так и  для управления вхождением детей в процесс обучения со стороны взрослых (педагогов и родителей). Происходят серьезные изменения в самих психических процессах и их межфункциональных отношениях: внимание, восприятие, память, воображение становятся произвольными, осознанными; активизируются все мыслительные операции.

Все перечисленные новообразования, бесспорно, важны для включения ребенка в школьную жизнь.

Но не следует забывать и о слабых сторонах психофизиологического развития детей:

* нервная система дошкольника, с одной стороны, пластична, готова к формированию новых связей, но в то же время и очень уязвима;


 

* основные свойства нервных процессов еще неустойчивы: по-прежнему, возбуждение преобладает над торможением. Это приводит к тому, что поведение во многих ситуациях остается импульсивным, энергетически затратным, ребенок быстро устает. Спасает быстро развивающееся охранительное возбуждение (в поведении преобладает суетливость, беспокойство, непоседливость);


 

* не завершена миелинизация (процесс образования миелиновой оболочки, покрывающей быстродействующие проводящие пути ЦНС; такая оболочка повышает скорость и точность передачи импульсов в нервной системе) двигательных зон коры больших полушарий, поэтому погружение в деятельность, требующую точных движений, координации движений руки и глаза должно быть строго нормированным (прежде всего, при письме);


 

* вторая сигнальная система быстро истощается, ее перегрузка приводит к быстрому утомлению и снижению концентрации и устойчивости внимания; физиологически способность к концентрации внимания, умение быть усидчивым и сосредоточенным приобретается к 7 – 8 годам, когда сформируются лобные доли коры больших полушарий.

ВЫВОД: не считаться с физиологической перестройкой нельзя, перенапряжение опасно, чревато срывами, стрессами. Это особенно важно знать тем родителям, которые пытаются перед школой загрузить ребенка «по полной программе» (музыка или изостудия, спортивная секция, иностранный язык и т.д.). Даже если кажется, что ребенок все это посещает с удовольствием, в конечном итоге он платит слишком высокую физиологическую цену.

Психологические особенности переходного периода

Шесть лет – это рубеж между беззаботной жизнью дошкольника и сложной школьной жизнью, c ее непростыми требованиями, обязанностями, с необходимостью регуляции деятельности и поведения. Переход не может произойти мгновенно, подготовка должна проходить в недрах дошкольной жизни.

Год, отделяющий шести и семилетнего ребенка, очень важен.

Психологи характеризуют этот период как особый переломный, переходный, кризисный этап в развитии ребенка. В период кризиса происходит смена социальной ситуации развития, смена ведущего вида деятельности, смена образа жизни. Важно понять, что изменилось в психике детей в связи с тем, что дети пошли в школу с шести лет.

Симптоматика кризиса: нарушается общая картина благополучия в воспитании детей, появляется негативная симптоматика поведения, строптивость, упрямство, обесценивание роли взрослых, происходит потеря детской непосредственности, беспричинная смена настроения.

Еще совсем недавно такие живые и открытые, они вдруг утрачивают непосредственность и ситуативность поведения, становятся строптивыми, своевольными, часто ведут себя в соответствии со своей внутренней позицией, со своей личностной индивидуальностью. У каждого уже накопился пусть и небольшой, но свой жизненный опыт, сложилось собственное представление о мире и своем месте в нем, у каждого свои интересы, способности, темперамент, привычки. Они такие разные!

Неудовлетворенность своим положением проявляется у тех детей, которые прошли через кризис, но остались в старой социальной ситуации развития (т.е. не пошли в школу), или у тех детей, которые не подошли к порогу кризиса, но оказались за школьной партой. Наступление переходного периода характеризуется появлением в поведении негативной симптоматики поведения, обусловленной неудовлетворенностью ребенка своим местом в системе общественных отношений и переживанием эмоционально-личностного дискомфорта. Особенно ярко симптомы кризиса проявляются у детей, психологически готовых к школе, но оставшихся в детском  саду. Их поведение становится неуправляемым, появляется непослушание, кривляние, менерничание, они часто идут на открытый конфликт с близкими, значимыми взрослыми. Им становится тесно в старой социальной ситуации развития, они выросли из нее.

Еще труднее тем детям, которые не готовы к школе, но уже сели за школьную парту. Они остаются дошкольниками, они еще не наигрались, поэтому часто не реагируют на замечания взрослых, делают вид, что не слышат их, или идут на открытый конфликт. Они не могут принять школьную жизнь, им хочется обратно в детский сад. Не все шестилетки готовы стать младшими школьниками и не становятся ими, оказавшись за школьной партой 1 сентября.

Негативная симптоматика поведения, описанная Л.С.Выготским, присутствует не у всех детей. И все это очень быстро проходит, если родители поддерживают стремление ребенка к новому образу жизни. Эти перемены указывают на то, что ребенок недоволен сложившийся ситуацией, образом жизни, он готов к вхождению в новую социальную ситуацию развития, т.е. он готов стать школьником. Это может произойти в интервале от 5,5 до 7,5 лет.

Важным показателем готовности к новому образу жизни является перелом в игре. Теряется интерес к ролевой игре, ей на смену приходят игры интеллектуальные. Изменяются отношения со взрослыми. Для ребенка важно, чтобы взрослые поддержали его свободу выбора той или иной позиции, стремление к самоуважению, считались с тем, что у него уже есть свой внутренний мир личности, мир чувств и желание повзрослеть. В этот период формируется: произвольная регуляция поведения, ориентированная на социальные нормы и требования; внеситуативное поведение в соответствии со свободно принятой внутренней позицией;  перенос действий во внутренний план; независимость внутренних действий от внешней ситуации.

Для оценки готовности к школе важен не объем знаний, а то, как подготовлена психика ребенка к новым условиям, к новому режиму и ритму жизни. Родители должны оценить, справится ли ребенок с новым ритмом жизни и новыми нагрузками, не испугается ли новых требований, сможет ли принять новую роль взрослого – роль учителя.

Что поможет ребенку приспособиться к роли школьника?

* Внутренняя позиция «Я школьник». Эту новую роль ребенок сначала примеряет на себя в ролевой игре в школу (где он, как правило, берет на себя роль ученика, ведь она наполнена действием – выполнением учебных заданий).

* Умение и желание учиться, постигать новое. Помогут занятия по расширению кругозора, способные вызвать удовольствие, восторг, удивление от постижения нового.

* Умение доводить любое дело до конца, целеустремленность (даже при выполнении заданий, которые даются тяжело или кажутся скучными и ненужными). Родители должны понимать, что целеустремленность нельзя подготовить за год до начала школьного обучения, важно всегда, на протяжении всего дошкольного детства, поддерживать старания ребенка, одобрять каждое усилие для достижения цели.

* Способность анализировать, сопоставлять, вести интеллектуальный поиск. Учите рассуждать, свободно выражать свои мысли, пополняйте словарный запас. Часто ребенок владеет массой бесполезных для него на данном этапе знаний, но не умеет совершать элементарные интеллектуальные операции, которые помогут ему осознанно выдвигать гипотезы и делать открытия (а не получать информацию в готовом виде).

* Опыт общения со сверстниками  в детском саду: развивает способность детей к сотрудничеству и содержательному общению друг с другом в совместной деятельности, формирует умение договариваться, уступать, понимать позицию другого ребенка. Но, к сожалению, не всегда ребенок сможет перенести опыт общения со сверстниками из детского сада в школу. Статусное положение в системе взаимоотношений обязательно придется завоевывать заново – в школе будут действовать новые ценности и мотивы. Родителям предстоит помочь ребенку в преодолении трудностей общения с новыми детьми.

* Готовность к общению и взаимодействию со взрослыми. Ребенку предстоит принять особую позицию школьного учителя, понять специфичность учебных ситуаций и учебного общения, подчиниться требованиям, которые предъявит к нему новая социальная ситуация развития.

Как прожить год перед школой и подготовить ребенка к новой жизни?

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

* Не забывайте, что «детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая  жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).

* Не лишайте ребенка детства, не требуйте невозможного. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества! Не забывайте, что ребенку хочется играть, шалить и чувствовать, что его  любят! Не надо отнимать у ребенка время, дарованное природой для беззаботной жизни, не надо спешить с обучением чтению и, тем более, письму. Если ребенок будет учиться читать неправильно, переучивать его труднее, чем начинать с нуля. Это должны делать профессионалы. Но если ребенок проявляет интерес и начинает читать, следите за тем, чтобы чтение было плавным, слоговым (а не побуквенным), без повторов.

* Базовые знания, необходимые для подготовки к школе, ребенок освоит в детском саду в соответствии с учебной программой дошкольного образования (основы грамоты и механизма слогового чтения, счет до 20 и простые математические операции, освоит умственные действия – классификацию, обобщение, сравнение, сопоставление, действие по образцу, моделирование пространственных отношений и т.п.).

* В процессе ежедневного общения с ребенком ненавязчиво, без принуждения  учим думать: через игру решаем простые математические задачи на сложение, вычитание, называние смежных чисел;  наблюдая за людьми на улице, за  движением  транспорта, за перемещениями птиц, собак и т.п. развиваем наблюдательность, учим замечать сходство или различия, сравниваем сопоставляем, пополняем словарный запас.

* Развиваем речь. Помогает чтение вслух, чтение по ролям, игры со словами, преобразование слава с помощью различных префиксов-суффиксов, падежных и родовых окончаний. Полезны игры на развитие фонематического слуха: покажите, как меняется смысл слова, если теряется, или меняется, хотя бы один звук (коса – коза, дом – дым, гора – нора, Любочка – юбочка – бочка и т.п.). Эти упражнения научат ребенка вслушиваться, быть внимательным при восприятии речи взрослого, помогут избежать ошибок при чтении, а потом и при письме.

* Развиваем логику: учим устанавливать логические связи между объектами, устанавливать нарушения этих связей и вести логичное доказательство с помощью картинок-путанок (их можно найти в различных журналах для детей под рубрикой «Что перепутал художник?»). Полезны игры на обобщения (назови одним словом – стол, стулья, диван – …?; столяры, маляры, плотники – …?); на конкретизацию понятий (обувь – …, цветы – …, мебель – …?); на обобщение рядов понятий более широкого объема (назови одним словом: птицы, звери, рыбы – …?, часы, весы, градусники – ...?); на классификацию и сравнение (можно использовать наглядный материал – предметы или картинки, а так же слова в играх типа «Четвертый лишний!»; на отнесение свойств предметов к заданным эталонам (находим в интерьере все квадратное, или круглое; находим все красного или зеленого цвета, фантазируем «На что похоже?»).

* Развиваем мелкую мускулатуру руки и координацию движений: полезна лепка, работа ножницами, рисование мелких деталей карандашом, фломастерами; пальчиковая гимнастика, массаж рук – все эти занятия не только подготавливают руку к письму, но и активизируют работу речевых центров и способствуют  развитию способности воспринимать и понимать речь.

* Развиваем память и внимание: начнем с простых игр «Что изменилось?», «Чего не стало?». Во всей окружающей обстановке и дома, и на улице, и во дворе есть что запоминать. Но надо мобилизовать внимание, заметить, выделить, запомнить, чтобы  потом – вечером, завтра, через день или даже неделю  отметить, что же изменилось (в расстановке предметов  в комнате и на кухне, в витрине соседнего магазина, во дворе на детской площадке, на соседней улице, по дороге из дома в детский сад…). Хорошо, если и педагог в детском саду увлечет детей такой игрой. Вместе вы научите детей быть внимательными, замечать малейшие изменения в одежде, в поведении, в настроении окружающих людей, разовьете наблюдательность!

Но для подготовки к школе, к учебной деятельности школьного типа необходимо овладение специальными приемами запоминания: смысловым соотнесением и смысловой группировкой. Поможем ребенку уйти от механического запоминания путем простого многократного повторения. Пришла пора осмысленного запоминания, которое опирается на умение устанавливать связи между тем, что уже известно и новым материалом. Помогут ассоциации по сходству, по смежности, по контрасту, по смыслу, и даже случайные. Важно, чтобы ребенок сам обнаружил эти свойства и осознанно объединил предметы по выделенному признаку. Научившись устанавливать эти связи и группировать по выделенным признакам, ребенок сможет подчинить эти умственные действия целям запоминания.

* Непременным условием интенсивного интеллектуально-познавательного развития детей перед школой является создание предметной среды, способствующей развитию познавательной активности ребенка, а также создание оптимальной среды общенияи условий для совместной деятельности детей и взрослых. Проводите больше времени с ребенком, вместе читайте, обсуждайте прочитанное, отвечайте на вопросы, мастерите, помогайте ребенку  придумывать разнообразные поделки из бросового материала (шишек, веток, желудей, ниток, кусочков ткани, бумаги, коробочек и т.п.).

* Важно помнить, что внутренний мир ребенка – это мир не только ясных, отчетливых знаний, конкретных представлений, но и мир причудливых образов, невероятных аналогий, неуемной фантазии. Прислушайтесь к ребенку, не торопите его, дайте возможность по-своему осмыслить новую информацию. Пусть он выразит свое отношение к миру и к процессу познания. Важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, подчас неожиданных сведений об окружающем его мире!  Поощряйте  экспериментирование. И даже если ребенок идет путем проб и ошибок, он неизбежно откроет для себя новые способы преобразования объектов (при конструировании, рисовании, при решении пространственных задач, может быть, когда вместе с мамой печет пироги или делает салат и т.п.).

Психологические противопоказания для начала обучения в школе

Низкий уровень мотивационной готовности к обучению. Если ребенок не чувствует себя будущим школьником, еще не наигрался, если у него не появилась тяга к теоретическим знаниям, если он по своему психическому развитию является дошкольником, то школу ему пока посещать рано. Школьная дисциплина и ежедневные учебные занятия, необходимость не просто высидеть, а напряженно работать три или четыре урока, будут тяжелы для ребенка. Часто «школьный стресс» провоцируется желанием родителей получить сиюминутный результат (причем, методом постоянного давления на ребенка, ограничения свободы, сравнения с другими детьми, которые почему-то успешнее их любимого чада).

Неблагоприятный психологический климат в семье. Некоторые родители, переживая «не лучшие времена», полагают, что учеба отвлечет от семейных неприятностей их ребенка. Однако учеба в такой ситуации только провоцирует дополнительные трудности. Семейные проблемы мешают детям полноценно учиться, особенно в стенах дома. Успеваемость неминуемо снижается, что становится лишним поводом для домашних раздоров.

Появление в семье новорожденного (а еще проблемнее – близнецов). Первоклассник и грудной ребенок – не самое лучшее сочетание. Ночной плач, суета, недосыпание и общее утомление спровоцируют плохой школьный старт, а дальше ситуация вполне может превратиться в снежный ком. Ослабление внимания к старшему ребенку неизбежно вызывает  ревность, обиды, агрессивное отношение к младенцу. Если в вашей семье случается такое совпадение, то оставьте шестилетнего ребенка в детском саду.

Правильная организация процесса подготовки к школе может стать увлекательным занятием и для детей, и для их родителей.

Детские истерики:
Причины и способы борьбы с ними.

<blockquote>

Истерика - это не контролируемое состояние, во время которого происходит сильный энергетический взрыв.

</blockquote>

Возможные причины истерики:

Голод

Усталость

Жажда

Болезнь

Эмоциональные потрясения

Демонстрация (протест)

<blockquote>

Чаще всего детские истерики носят именно демонстративный характер!

</blockquote>

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • От того, каким тоном вы обратитесь к малышу с просьбой прекратить истерику, зависит его реакция. Запомните, спокойный, уравновешенный голос звучит убедительнее и вызывает положительную реакцию!
  • После успокоения, лучше сразу поговорить с малышом. Спокойный разговор с обсуждением поведения ребенка и объяснением, что так вести себя нельзя и почему, принесет положительный результат!
  • Не допускать с вашей стороны никаких проявлений агрессивного поведения! Угрозы, а тем более физическое насилие не допустимо.
  • Не забывайте после успокоения малыша и воспитательной беседы, похвалить его за то, что он все понял, а так же  обнять, поцеловать ваше чадо.
  • Все способы по прекращению истерики следует предпринимать после прохождения пика истерики, в противном случае истерику можно лишь усугубить!

СПОСОБЫ БОРЬБЫ:

1. Отвлекающий маневр

Предложите ребенку прогулку, вместе заняться рисованием, послушать музыку. Музыкальные звуки и творческие занятия хорошо успокаивают психику детей.

2. Не обращаем внимания

Очень действенным методом прекращения истерики ребенка является то, что вы просто не будете обращать никакого внимания на эти эмоции в течение 5 - 10 минут. Вам надо набраться терпения и не общаться с ребенком в это время.

3. Строгие методы.

Если истерика у ребенка затягивается, и все ваши уговоры не помогают, попробуйте отвести его в комнату и оставить наедине с собой.

4. Зеркало.

Просто повторите его поведение или поставьте ребенка перед зеркалом. Ребенок посмотрит со стороны на себя, и, возможно, успокоится.

5. Проявите фантазию

Включите музыку, если вы находитесь дома, начните танцевать, петь, делать то, что вы раньше не делали. Подключите свое творческое мышление и помогите малышу перефокусировать внимание с истерики на интересное занятие.

<font color="#800080">Если дети балуются.</font>

Этот тип поведения довольно распространен среди младших дошкольников, особенно среди четырехлетних. Если дети дурачатся слишком часто или в неподходящее время, то это может вызвать серьезные проблемы.

Как предотвратить проблему?

Предоставляйте  детям побольше возможности побаловаться, и даже поощряйте их к этому в специально отведенное время. Если они будут дурачиться именно в это время, скажите им, что они поступают хорошо, потому что никому не мешают, что взрослым весело на них смотреть.

Иногда предлагайте сами побаловаться, помогая детям понять, что это вовсе не плохое поведение, если никому не мешаешь и не портишь вещи.

Как справиться с проблемой, если она уже есть?

1.      Может оказаться так, что ребенок, который слишком много дурачится или строит из себя шута, на самом деле пытается уйти от каких-то серьезных проблем своей жизни.

2.      Он прячется под «маску», пытаясь избежать непосильного напряжения. Такого же рода поведение может развиться и вследствие того, что он видит внимание, восхищение других детей и некоторых взрослых.

3.      Обсудите вместе с другими членами семьи и воспитателями, что может скрывать ребенок за маской шута, что пытается заглушить таким поведением.

4.      Если увидите, что ребёнок спокоен и серьёзен, используйте эту возможность, чтобы поговорить с ним о том, что его тревожит, беспокоит. Предложите ему нарисовать картинку, которую «не увидит никто, кроме пас двоих».

5.      Если ребёнок начинает баловаться в неподходящий момент и вам нужно прервать его фиглярство, твердо обратитесь к нему со словами: «Сейчас очень важно, чтобы ты побыл серьезным. Через 10 минут мы закончим работу, и ты сможешь баловаться, сколько пожелаешь».

<font color="#800080">Если ребенок дерется</font>

Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин — мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выра­жением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания.

Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры.

Многие дети ещё не в состоянии полностью контро­лировать сильные чувства и действуют импульсивно, не в состоянии понимать все возможные последствия своих действий.

Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно - уйти от драки.

Как предотвратить проблему:

1.      Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.

2.      Дайте ребёнку возможность естественного конструктивного выплеска энергии - не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т.п.

3.      Сделайте дома подобие боксерской груши.

Как справиться с проблемой,  если она уже есть:

1.      Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас у нас время спокойно играть /собираться на прогулку, готовиться к обеду/, а вот после вы сможете побороться, только возьмите матрац».

2.      Договоритесь с ребёнком о некоторых правилах борьбы — не ставить подножку, не бить ногами.

3.      Если ребёнок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберешь игрушку у Кости, что может быть дальше?»

4.      Помогите ребёнку осознать своё поведение. Как можно чаще, когда ребёнок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что ты хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

<font color="#800080">Если ребенок упрямится.</font>

Причинами такого поведения далеко не всегда является личная особенность ребёнка. Чаще всего, это реакция на необоснованные требования взрослых, слишком регламентирующих, лишающих ребёнка инициативы и самостоятельности.

Подумайте, прежде чем предпринимать «ответственные меры».

Что значит упрямиться? Проанализируйте примеры упрямства. Спросите других членов семьи, воспитателей, как отзывается ребёнок на их просьбы и предложения.

Как быть?

1.      Если все дело в ваших действиях — начинайте с себя. Пересмотрите ваши собственные требования к послушанию ребёнка. Определите ему достаточное пространство для проявления самостоятельности, инициативы.

2.      Измените свой словарь. Исключите слова, подчеркивающие негативные стороны действий ребёнка: «опять ты упрямишься», «делаешь мне назло» и т.д.

3.      Напротив, используйте слова, подчеркивающие эффективность действий, инициативы ребёнка: «ты решил сам надеть ботинки и у тебя все получилось», характеризующие его лучшие стороны и достижения: «я так рада, что ты не забыл положить щетку на место», «я любуюсь твоими игрушками — там такой порядок». Кому же не захочется повторять и повторять свои хорошие действия, если мама их видит и так приятно оценивает?

4.      Попробуйте разобраться, что не любит ребёнок, и чем совершенно безболезненно для ребёнка и вашего родительского авторитета это можно заменить. Например, ребёнок категорически отказывается от купания в ванне. Нельзя ли заменить омовение душем? Или спросить, что может сделать купание в ванне приятным?

5.      Не пытайтесь переупрямить упрямца. Вы можете сдаться быстрее, и тогда он и в другой раз найдет, как применить свою власть над вами.

Причинами такого поведения далеко не всегда является личная особенность ребёнка. Чаще всего, это реакция на необоснованные требования взрослых, слишком регламентированных, лишающих ребёнка инициативы и самостоятельности.

Ребенок часто обманывает.

Все маленькие дети иногда говорят неправду. В боль­шинстве случаев они это делают потому, что не считают это чем-то недопустимым или безнравственным. Они убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим поможешь другу или избежишь наказания. Никакие лекции, нотации, внушения тут не помогут и поведения не изменят.

Вместо этого, взрослые должны перестать ставить детей в такие ситуации, когда они вынуждены лгать, «чтобы спасти своё лицо». В отдельных случаях мы должны просто прощать, относя это насчет поведения, типичного для маленького ребёнка.

Иногда можно принять за ложь фантазии ребёнка. К обману фантазии никакого отношения не имеют.

Как предотвратить проблему?

1.      При всякой возможности старайтесь показать ребёнку разницу между миром фантазии и реальным миром: «Конечно, играть в Бэтмэна интересно, но он ненастоящий, его придумал писатель, а потом сняли фильм».

2.      Постарайтесь не ставить ребёнка в ситуации, когда он будет вынужден оправдываться. Не спрашивайте: «Почему ты так сделал?», лучше спросите: «Когда вы поссорились, что произошло?».

3.      У ребёнка должно развиваться чувство собственного достоинства. Это возможно только тогда, когда он будет твёрдо знать, что его любят и принимают в любых ситуациях.

Как справиться с проблемой, если она уже есть?

1.      Если ребёнок врёт вам прямо в глаза, не уличайте его, не ругайте.

2.      Если вы твёрдо знаете, что ребёнок сейчас лжет, скажите ему: «Ты рассказал очень интересную занимательную историю», — давая ему понять, что отличаете ложь от правды.

3.      Никогда не спрашивайте у ребёнка, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому что это как раз и поставит его в ситуацию обмана.

4.      Упорное враньё - сигнал того, что ребёнок сильно не­уверен в себе - он испытывает потребность «сочинить себя», чтобы быть более значимым для окружающих.

Если обман связан с отрицанием совершения поступка, скажите: «Мы все иногда поступаем не так, как нужно. Ты хороший человек, давай вместе решим, как нужно сделать».

В помощь родителям и педагогам

Телефоны доверия

и экстренная психологическая помощь

ПОО «Трезвая сила» свидетельство № 01-296 УНП № 290926893
Работаем с проблематикой: компьютерной зависимости, алкоголизмом, наркоманией, суицидальными тенденциями поведения и депрессиями в семейной и подростковой среде.
тел. +375 29 528 16 89
с 10:00-18:00

г Брест ул. Карьерная 11

«Брестская городская детская поликлиника №1»

Центр дружественного отношения к подросткам «Вместе»

224024, г. Брест, ул. Кижеватова 74 (4 этаж, кааб. 435)

d_clinic1@brest.by

Телефон.: 57-40-88 Т

УЗ «Брестский областной психоневрологический диспансер»

Телефон доверия: 170,  40-62-26 

«Брестская городская детская поликлиника №2»

224023

г.Брест, ул. Советской Конституции, 8A zdorovie@brest.by  

Телефон 20 08 16-работает круглосуточно

Врач, ответственный за работу по формированию здорового образа жизни-Яковчиц Татьяна Вячеславовна-тел.42-84-42  
«Брестская центральная поликлиника»

г. Брест, ул. Сов. Конституции, д. 8.

asu_bcp@brest.by

Телефон "горячей линии"-40-66-69 

Главный врач- КЛЯУС СЕРГЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМОВИЧ-тел.  42-62-87

«Брестская городская поликлиника №6»

224028 г.Брест ул. Лактионова 11

BRPOL6@tut.by

Телефон " горячей линии": 8 0162 58-09-93

«Брестский областной наркологический диспансер»

224001, г. Брест, переулок Брестских дивизий,2

 narco.brest.by

телефон 53-18-02, подростковый кабинет

ГУ “Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста”

адрес: 224013, г. Брест, ул. Халтурина, 8., тел. 21-40-83

 Электронная почта: tcson_ brest@mail.ru

Телефон «Горячая линия» - 20-94-82

Психологическая помощь:

Павлюковец Ольга Анатольевна

Заведующий отделением социальной адаптации и реабилитации

Психолог.  Магистр психологических наук

 20-94-80

(29)525-02-56

Эл. Адрес: o.pavl.4@mail.ru

“Кризисная” комната: 20-94-80

“Дом без насилия”: оказание помощи пострадавшим от домашнего насилия

Анонимность гарантированна

8(029) 892 88 07 (круглосуточно)

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г.Бреста»

Адрес: 224030, г. Брест, ул. Советская, 53

Телефон +375 162 21 66 75

E–mail – socby@tyt.by

 Сайт – www.soc.by

ГУСО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Веда» г. Бреста»

Адрес: 224007, г. Брест, ул. Гаврилова, 7/1.

Директор: ЗИМИНСКАЯ Оксана Евгеньевна.
Тел.: 8 (0162) 41-79-36.

E-mail: veda-brest@rcit.by

ГУСО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Стимул» г. Бреста»

Адрес: Брест, улица Будённого, 48

Контактные данные: телефон директора +375162216646,

телефон общий +375162213975,

эл.адрес stimulckro@rcit.by

ГУО “Брестский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации”

Директор-ЖУК Татьяна Васильевна.     

Телефон: 8 (0162) 41 51 18.

Педагоги социальные:

ПОЛХОВСКАЯ Снежана Алексеевна.

Телефон: 8 (0162) 97 66 25.         

КУЗЬКО Ирина Васильевна.

РОМАНОВСКАЯ Ольга Геннадьевна.

Педагоги психологи:

РЫБАЧУК Ольга Георгиевна.

БАБИЧ Анна Александровна.

Практикующий психолог для детей и взрослых

Левошко Инесса Иосифовна,  высшая категория  

http://www.levoshko.by/

+375 29 722-85-75 
+375 29 187-21-31

Направления деятельности:

  • Психодиагностика
  • Психокоррекция
  • Консультирование
  • Тренинги
  • Обучающие курсы эффективного родительства

Тыманюк Александр  Александрович

+375 29 528 16 89

Tyman20152015@yandex.ru

Магистр психологических наук

Руководитель амбулаторной и стационарной программ реабилитации для зависимых

Председатель ГОО ”Трезвая сила”

Ассоциированный тренер МГИ

Общенациональная телефонная линия помощи несовершеннолетним, оказавшимся в кризисной ситуации. Линия работает круглосуточно, без выходных. Детская линия является бесплатной!!! (с любого стационарного телефона, доступной на всей национальной территории Республики Беларусь).

  1. Республиканская горячая линия по оказанию помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию:8 801 100 16 11  (круглосуточно и бесплатно).
  2. Телефон доверия для детей и подростков: 8 017 246 03 03 (круглосуточно и бесплатно).
  3. Телефоны доверия Брестской области: 8 0162 40 62 26 или 8 0162 20 15 55 (круглосуточно)

Телефоны доверия:

Телефон доверия УВД Брестского облисполкома (+375 162) 20-08-16 

Телефон доверия Брестского областного УМЧС (+375 162) 42-85-31 

Телефон доверия УКГБ по Брестской области (+375 162) 23-43-80 

Горячая линия управления здравоохранения Брестского облисполкома (+375 162) 28-58-73 

Телефон доверия Брестского областного центра здоровья (+375 162) 20-15-55 

Горячая линия КУМПП "Брестское ЖКХ" (+375 162) 23-90-56 

Горячая линия Брестского областного наркодиспансера - информация о специализированной наркологической помощи в организациях здравоохранения (+375 162) 28-58-73 
Телефон "горячей линии" УЗ "Брестская центральная поликлиника": 8 0162 40-66-69 
ГУСО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) «Веда» г. Бреста», Московский район г.Бреста  Телефон: (8-0162) 216646, 213975 
ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) «Стимул» г. Бреста», Ленинский район г.Бреста  Телефон: (8-0162) 23-78-87, 23-99-51 
Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста Телефон «Горячая линия» - 20-94-82 
ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Брестского района»  Телефон +375 162 20 94 85 
ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г.Бреста»  Телефон +375 162 21 66 75

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.